Для чего приходят дети в этот мир?
В идеале — для того, чтобы их любили, о них заботились, окружали теплом, добротой, укутывали в счастье, помогали стать хорошими людьми.
Но так бывает далеко не всегда.
Так получилось. Давление общества. Традиции. Несчастная любовь. Отсутствие любви. И эти дети лишены всего, чем должны быть окружены. Они — тени. Часто без документов, прав и свобод. Без родительской любви, опеки и ласки. Без уважения, выбора и чувства безопасности.
Они мечтают о своей личной комнате и сытном обеде. Они вынуждены взрослеть в 11, искать работу, выходить замуж, рожать детей, хотя их психика и тело ещё не готовы.
Этот фильм тяжело смотреть. Ещё сложней — писать о нем.
Я забыла, где я нахожусь, забыла, что это фильм и актёры. Эмоции настолько неподдельные, чистые, искренние — было ощущение, что я становлюсь свидетелем всего происходящего. Смотрю, плачу, но не могу ничего сделать, ничем помочь.
Чувство бессилия опустошает.
Часть боли этих детей выходит из зала вместе с каждым зрителем. Каждый унесёт его в своём сердце.
«Люди не имеют права рожать детей, если не могут о них позаботиться».
Ежедневно сотни, тысячи детских психик ломаются от жестокости самых родных, казалось бы, людей. Сотни, тысячи детских сердец разбиваются, не выдерживая насилия и грубого обращения.
Этот фильм сделает вам больно. Но это нужно, чтобы помнить, ценить, держать себя в руках и брать ответственность за каждый шаг, каждый поступок. Не сваливать все беды на отсутствие выбора, условия, страну.
Фильм — нерв, фильм — боль. Фильм, который надо смотреть обязательно.
Надин Лабаки очень тонко и без нажима показала нам кусок реальной жизни. Эта красивая, сильная женщина заговорила о том, о чем не принято говорить. Это вызывает огромное уважение.
После просмотра я полезла читать про фильм в интернет, и весь пазл сошёлся. Я поняла, почему меня не отпускало ощущение реальности происходящего. Я впервые читала факты о фильме со слезами на глазах.
Вот несколько:
Фильм создавали с участием непрофессиональных актеров. Всех актеров нашли с помощью стрит-кастинга. Детей и взрослых находили на улице, просили на камеру ответить на несколько вопросов. Например, у детей спрашивали:
«Счастлив ли ты, что жив?».
Большинство детей отвечали на этот вопрос одинаково:
«Нет, я бы хотел умереть», «Я не знаю, зачем я живу» и др.
Никто из детей, проходящих кастинг, не знал, сколько им лет, когда и где они родились, и они никогда не праздновали свой день рождения.
Главного героя Зейна нашли также в ходе стрит-кастинга. Его настоящее имя Зейн, ему, как и его герою, во время съемок было предположительно 12 лет. Из-за военного конфликта Зейн с семьей перебрался из Сирии в соседний Ливан. Он – сирийский беженец. Восемь лет он жил в очень трудных условиях в одном из тех районов, которые зритель видит в фильме, в обстоятельствах, которые хуже, чем зритель видит в фильме и, как и его герой, с малых лет работал нелегально. Зейн никогда не был в школе. На момент съемок фильма он даже не мог написать свое имя.
Поскольку фильм сыгран непрофессиональными актерами, режиссер Надин Лабаки на съемках просила героев спонтанно реагировать на прописанные сцены, используя собственные слова и жесты. Когда их игра отходила от сценария, Лабаки адаптировала историю под героев.
Всем участникам съемочного процесса — непрофессиональным актерам, чья судьба и будни не отличались от показанного в фильме, помогли изменить жизнь. Сейчас главный герой фильма Зейн вместе с семьей живет в Норвегии, в доме у моря, и ходит в школу.
Это кино выдернет вас из зоны комфорта, схватит за жабры и откроет вам другой, непривычный мир, полный боли, отчаяния, одиночества и сломанных детских судеб. Финальный кадр улыбающегося Зейна вынет из вас душу, вывернет наизнанку и запихнёт обратно.
В прокате с 14 февраля 2019 года.
Обсудить фильм