рецензия Личное мнение
Объяснение фильма Дом, который построил Джек (2018)
7/10

Объяснение фильма Дом, который построил Джек (2018)

The House That Jack Built 2018

Перед тем как мы начнем, надо сказать одну четкую фразу, что этот фильм истинный жесткий артхаус, который по всем правилам жанра больно смотреть. То есть он тяжелый, он сложный, но это арт-хаус. Это не развлекательный мультик типа  Marvel. Это не какая-то там мелодрама, это кино над которым надо сидеть и думать. Если вам она не нравится, или вы относитесь к типу таких людей которые — схожу-ка я на “Дом который построил Джек”, а вам отвечают: “Я слышал что это говно”. От кого вы это слышали? Почему вы это слышали? Я предпочитаю говорить так — идите сами и делайте свое мнение. А дальше я постараюсь вам объяснить почему этот фильм гениален.

Самая главная линия и мотивация этого кино: это мысль о том, где находится та самая грань когда мы с вами можем спокойно раздавить муравья, но уже не можем убить котёнка или утёнка. И вот это основная мысль которая идет линией через весь фильм. Фильм нам кричит мысль — что наше общество возвело в абсолют и в эстетический идеал охоту. То что мы с удовольствием вешаем оленьи головы на стены, мы любим фотографироваться с убитыми тушами животных которых мы заарканили или подстрелили на сафари. Но при этом мы испытываем неприязнь, мы осуждаем все возможные убийства и насилие в нашем обществе. В фильме задается концепция позиции двойных стандартов.

Кадры из фильма Дом, который построил Джек 2018
Кадры из фильма Дом, который построил Джек 2018

Фильм лишь пытается донести до нас простую мысль что мы живем в иллюзорном и лживом мире. Мы придумываем себе стандарты которым сами не соответствуем. И Фон Триер задает нам некий вопрос о том, что получается что серийный убийца самый свободный человек на этой планете. Фильм переполнен огромным количеством иллюзий и самоотсылок. Но не удивительно, ведь Фон Триер объявил что это его последняя картина в карьере, он заканчивает снимать кино. После этого он будет заниматься только короткометражками.

У многих, кому понравился фильм, которые знают творчество Фон Триера, сложилось такое мнение: все ли в порядке у Фон Триера со здоровьем. Потому что весь этот фильм это как его прощание, как будто весь багаж который кинематографически он накопил за всю свою карьеру, он выложил именно в этом кино. И стоит отметить что Фон Триер как бы всю жизнь издевался над своими зрителями, это его любимое удовольствие. Если есть люди творцы или художники, которые совершенно не любят и не терпят критику и рефлексирует из-за нее, то он обожает когда его критикуют.

Он обожает отвечать людям, обожает на них наезжать, он чувствует от этого кайф. Когда фильм не вызывает какой-то агрессивной реакции, когда от фильма все получают только удовольствие он не ловит кайф. И “Дом который построил Джек” это то самое кино, которое вызвало самое огромное количество разногласий. Даже его скандальный фильм “Антихрист” или же “Нимфоманка” не сравнятся с тем апофеозом, который произошел на этом показе. В действительности, когда первый раз в Каннах показывали этот фильм из зала уходили люди, чего не было, в принципе, очень давно на его фильмах. И даже когда я ходил в кино на “Дом который построил Джек” из зала ушло где-то человек 6.

Кадры из фильма Дом, который построил Джек 2018
Кадры из фильма Дом, который построил Джек 2018

Если вкратце описывать этот фильм то это история серийного убийцы, то есть его становление, его ступенчатое развитие. Я рекомендую кому-нибудь из вас почитать труды Бухановского. Он прекрасно описывал это в классификациях постадийного развития девиаций социопатов и психопатов.

История разбита на несколько актов и эпилог. У Фон Триера самая яркая, самая фантастическая часть фильма — это финал. Какие бы противоречивые и спорные чувства у вас ни вызывал фильм, но финал это лучшее что есть в его картинах. И в течение всего периода когда наш серийный убийца развивается, нам периодически вкидываются какие-то философские мысли, рассуждения и тенденции. Параллельно он ведет диалог со своим провожатым или спутником Верджером (это крупная аллегория на Вергилия из божественной комедии, который ведет Данте через все круги ада).

Но до кругов ада нам еще далеко, а фильм надо разбирать. Я постараюсь объяснить самую главную проблему, которая вызывает у всех большую неприязнь и отвращение: что фильм излишне жесток, фильм излишне агрессивен, фильм несёт в себе много негатива и отрицательных черт, то есть убийств,насилия и ворчуна. У всех кто критикует кино основной претензией является то, что они не хотят видеть мир именно таким. Они не хотят видеть такой ужасный мир, ведь в нем и так очень много ужасного. Но на самом деле таким образом люди просто пытаются абстрагироваться от проблем и окружающего мира. Но мы живем в этом мире и мы должны понимать, что мир не такой добрый как вам кажется, в нем действительно очень много своеобразного ужасного и страшного. Чего стоит одно существование подобного кинематографического явления как снафф (короткометражные фильмы, в которых показаны настоящие убийства, без использования спецэффектов, как правило, с предшествующим издевательством и унижением жертвы).

Кадры из фильма Дом, который построил Джек 2018
Кадры из фильма Дом, который построил Джек 2018

Зачем Фон Триер избрал вот такой путь повествования через призму видения мира серийного убийцы. Это весьма просто можно объяснить потому что я очень часто вам рассказываю про серийных убийц про их проблемы и так далее. По началу, когда я только начал рассказывать о серийных убийцах я воспринимал это все как какой-то кошмар, но уже на пятом эта грань нивелировалась и ощущение что они все отвратительные и ужасные стерлось. Они стали восприниматься как само собой разумеющееся и это тоже проблема человеческого понимания бытия.

Что-то в их жизни произошло не так и сподвигло их к этой проблеме. И меня всегда интересовал вопрос зачем и почему они начали совершать те самые действия. Просто фон триер решил для вас создать условия ускоренного курса понимания серийных убийц. Именно поэтому в фильме присутствует огромное количество кадров повторений убийств, потому что когда вы видите впервые удар домкратом или выстрел вы немного отскакиваете или абстрагируетесь. Но когда вы это видите два, три, четыре раза ощущения притупляются и вы начинаете смотреть на это проще. Ну и дальше давайте будем объективно это все-таки кино, a кино это искусственная кровища и пластиковые полимеры.

И вот когда зритель уже полностью погрузился в это состояние, когда все абстрагировались, когда лишние люди ушли из зала, Фон Триер начинает нам повествовать философскую концепцию этого фильма. И о нацистском архитекторе, и об охоте, и рассуждение о том что любое искусство существует только благодаря боли и насилию, с чем я полностью согласен. Хотя там возникают дебаты между главным героем и его провожатым, который ему говорит что любое творчество рождается в любви, я могу с этим поспорить. Я не знаю ни одного творческого произведения, ни одной картины, ни одного человеческого действия которое было бы создано в любви. Творим мы из-за экзистенциального кризиса, творим мы из финансовой нужды, творим мы чтобы что-то доказать или чтобы на нас обратили внимание. Никто в этой жизни не творит и не создает чего-то из-за любви. И Джек нам это прекрасным образом демонстрирует.  

Кадры из фильма Дом, который построил Джек 2018
Кадры из фильма Дом, который построил Джек 2018

Мы придумали удобную терминологию: судьба, справедливость, карма. Мы придумали эти слова и дали им обозначения, хотя всего этого на самом деле нет и зачастую зло и добро не побеждает, есть просто свои и чужие. Либо вы со своими и вам все комфортно, либо вы с чужими и вам не комфортно. И вот люди которым не понравился этот фильм высказывались резко негативно, обвиняя режиссера в том, что как вообще такое можно снимать, как такое можно показывать. Поверьте, это еще очень мягко для картин такого жанра. Если бы вы знали какие фильмы на самом деле существуют в глубинах интернета и в глубинах старого кинематографа, что это такие картины, после просмотра которых можно,точнее нужно себя сжечь.

То что Фон Триер позволяет себе создать вот такое кино в данный момент, говорит о том что наше общество наконец-то готово переступить через эту границу. Что делают серийные убийцы? Они переступают те табу, которые мы с вами переступить неспособны. Нас учат с детства что нужно переходить на зеленый, но стоять на красный свет светофора. Нас загоняют в рамки. Я привожу сейчас банальные вещи, но при всем при этом вот эти общественные табу они и создают нас, людей. А вот как раз серийные убийцы “учат” стать более свободными, хоть и в очень жестокой и специфичной форме.

И вот через маньяков и серийных убийц режиссер бросает нам вызов. Ведь искусство это вызов, если оно не вызывает у вас какое-то состояние негатива или вопросы, то это уже не искусство. Ведь пикассо до сих пор вызывает у нас вопросы, когда мы смотрим на его работы. Это не та классическая живопись, которую вы ожидаете при слове ЖИВОПИСЬ. Так же и тут с этим фильмом, вы идете на глубокий тяжелый арт-хаус, как вдруг вы видите огромное количество кровищи и насилия.

Кадры из фильма Дом, который построил Джек 2018
Кадры из фильма Дом, который построил Джек 2018

Идея в том что что человек вроде и живет по правилам и нормам, принятым в обществе, но достаточно одного щелчка. Ведь он не всегда был серийным убийцей, он не всегда убивал людей, он не всегда был таким садистом, одержимым своими идеями. Но его бы на это сподвигли, его на это подтолкнули мы с вами. В этом фильме есть простой начальный катализатор, который запускает эту жуткую карусель насилия. Этот катализатор — мы, наше общество.

В общем этот фильм нужно смотреть в первую очередь для того чтобы воспринять всю нашу парадоксальную и загадочную реальность, чтобы увидеть все те круги ада прижизненно. Это кино и погружает нас в это состояние. Не так давно я сходил на Богемскую Рапсодию, и я вышел оттуда наполненный силой и энергией, вдохновленный и воодушевленный. После этого же фильма я вышел опустошенным, как будто нес тяжелый мешок за спиной до этого и освободился от тяжелой ноши.

Смотрите сами и делайте свои выводы. Не слушайте других людей, не смотрите на рейтинги. Создавайте свое независимое мнение. Джек действительно построил дом, но вы должны узнать об этом сами.

Смотреть трейлер

Автор

В К И Н О

Обсудить фильм