Если вы не смотрели данный фильм немедленно прекращайте читать, потому что дальше будут одни сплошные спойлеры. Сегодня у нас на разборе фильм Вивариум, он же в оригинальном названии Виварий и сейчас вы поймете почему у фильма такое странное название.
Стоит начать с того что новый фильм под названием Вивариум или Виварий, это новая работа молодого ирландского режиссера и сценариста Лоркана Финнегана и вот основной плюс этого фильма в том что в нем присутствует очень глубокий смысл и вообще в нем есть очень крутая задумка.
Смысл этой задумки на первый взгляд достаточно трудно найти и раскопать вообще, и вот по неизвестной причине русские локализаторы назвали фильм Вивариум, хотя в оригинале он называется Виварий. Но Виварий это тоже самое только на латинском языке, поэтому они просто не заморачивались, а назвали фильм на латинском.
Что же такое Виварий?
Виварий, как говорит нам Википедия — здание или отдельное помещение при медико-биологическом учреждении, предназначенное для содержания лабораторных животных, которые используются в экспериментальной работе или в учебном процессе. Это помещение также может быть обеспечено условиями и оборудованием для проведения экспериментов над содержащимися животными, а также выполнять функции питомника для их разведения.
То есть уже понятно что названиt фильма намекает нам на то, что тот самый дом номер девять в благоустроенном районе Йондер, в котором вынуждены жить главные герои Джемма и Том — это такая лабораторная клетка, а сама же наша молодая пара для загадочного места не больше чем подопытные крысы.
И вот в результате название фильма уже намекает нам что впереди нас ждёт бесчеловечный эксперимент. Впрочем на искусственную природу самого места, в которое угодили наши главные герои указывают и другие признаки: в районе под названием Йондер нет ни ветра, ни нормальных облаков разной формы, а все они такие одинаковые словно прям с какой-то детской книжки, а любой звук здесь отражается так будто события происходят в огромном павильоне. Нет сомнений в том что Джемма и Том заперты в гигантской лаборатории.
Но вернемся немного к началу. Наша влюбленная пара Джемма и Том подыскивают себе новое жилье и вот именно от этого они становятся пленниками и невольными участниками загадочного эксперимента, когда соглашаются посмотреть идеальный дом номер девять в не менее идеальном и загадочном районе под названием Йондер.
Похоже это аналогия и искаженная форма слова Уондер (Wonder) — то есть чудесный или изумительный.
Где же находится этот Йондер? Достоверно нам это неизвестно, но вот загадочный риэлтор говорит только о том что он идеально расположен, не слишком далеко от города но и не слишком близко. Сразу могут возникнуть такие аналогии о некой параллельной реальности, но дальше вы все поймете.
На самом же деле Том и Джемма оказываются в этом неизвестном месте отрезанном от цивилизации из которого даже невозможно выбраться. Все попытки уехать из этого проклятого места оборачиваются тем, что Джемма и Том постоянно оказываются в одном и том же месте возле дома номер девять, и в конечном итоге у них заканчивается весь бензин в автомобиле, сотовый телефон естественно не ловит, над районом вообще не пролетают никакие самолеты и птицы, а соседей как будто и вовсе не существует. Похоже что наши главные герои это вообще единственные люди попавшие в ловушку.
Затем неизвестные экспериментаторы подбрасывают нашей паре ребенка в коробке как словно какую-то вещь. К коробке прилагается сопроводительная записка, в ней говорится о том что они получат свободу сразу же как только вырастят младенца.
Они подбирают младенца и начинают его растить. Как выясняется растет он вообще достаточно быстро, буквально не по дням а по часам, а вырастить его вообще не такая уж и простая задача. Он изо всех сил пытается испортить жизнь приемным родителям.
На самом деле здесь вообще непонятно почему из загадочного ребенка вырос такой монстр. Либо потому что Том и Джемма не смогли или не захотели воспитать его хорошим человеком, либо из-за того что он изначально был не человеком а неким монстром.
Но смысл Вивариума в том что Том и Джемма подопытные кролики в загадочном эксперименте организованном неизвестными существами, возможно инопланетянами. Но об этом чуть позже.
И так то что ребенок Джеммы и Тома совсем не человек им становится ясно когда он демонстрирует свои истинные повадки: надувает странные мешки на шее и начинает неестественно двигаться как натуральное криповое чудовище.
Обезумевший от безделья Том начинает копать яму во дворе когда узнает что место, в котором они с любимой застряли вообще искусственное. И ближе к финалу полностью обессилев и смертельно заболев вот от этой почвы, которую он копает, неизвестной болезнью, то он вдруг докапывается до страшной правды. Джемма тем временем пытается наладить отношения с загадочным, назовем его инопланетным мальчиком и поначалу дела идут на лад.
Но позже выясняется что он действительно монстр, который постоянно следил все это время за подопытными и всегда добивался своего истошным криком. В конечном итоге заразившись в финале фильма Том умирает от болезни и истощения, а повзрослевший ребенок инопланетянин (будем называть его так) упаковывает его тело в герметичный мешок для трупов и сбрасывает в ту самую яму которую и выкопал Том. До этого, как уже упоминалось выше, Том обнаружил в ней страшную тайну: тела мертвых людей, в таких же точно мешках для трупов.
Очевидно что там не первый и не последний мертвый человек похоронены под землей в странном районе под названием Йондер практически у порога своего дома номер девять.
Ну и затем же обезумевшая от горя Джемма из засады нападает уже на повзрослевшего приемного сына и бьет его киркой по голове. Выросшая тварь показывает здесь свое истинное лицо, буквально раздвигает под бордюром ткани реальности и убегает от приемной матери на четвереньках.
Джемма тоже успевает запрыгнуть в эту дыру под бордюром следом за ним и оказывается в других разноцветных реальностях
И вот здесь далее есть несколько объяснений.
- Первое это неведомые существа поставившие эксперимент по воспитанию детей монстров существуют в многомерном пространстве и все показанное происходит одновременно: множество пленников странного места пытается воспитывать таких же детей подкидышей, но в результате все погибают.
- Второй вариант: Джемма видит прошлое, то есть то что происходило здесь ранее с другими участниками эксперимента.
В любом случае режиссер-сценарист фильма Лоркан Финнеган говорит нам о том что эксперимент продолжается уже очень давно и вообще не думает заканчиваться, возможно он продолжается уже несколько сотен лет, а может быть и тысячелетий. Похоже мы наблюдаем вечный цикл пленения новых подопытных молодых пар и воспитывания вот этих детей подкидышей чудовищ.
В итоге Джемма тоже умирает. Когда она находится при смерти повзрослевший приемный сын подкидыш упаковывает Джемму точно в такой же мешок для трупов и говорит ей о том что мать всегда умирает. Затем он заправляет автомобиль приемных родителей и приезжает в то самое агентство, в котором наши герои были в начале фильма.
Подкидыш заменяет уже постаревшего риэлтора, которого тоже упаковывает в герметичный мешок и заталкивает в странный шкаф. Теперь подросший монстр или инопланетянин сам становится риэлтором с бейджиком Мартин. Смысл в том что уже новый Мартин начинает подыскивать новых жертв молодых пар подопытных крыс для продолжения эксперимента. Отсюда также вытекает еще одно простое объяснение фильма. Оно состоит в том что он изображает своего рода вторжение инопланетян, ну в целом так и есть.
Как уже было сказано, из названия фильма следует что Тома и Джемму содержали в Вивариуме — замкнутой среде с полу естественными условиями для цели наблюдения и эксперимента. Эта теория также объясняет все сверхъестественные инциденты которые происходят в течение фильма.
Том и Джемма никогда не видят людей которые держали их там, но они по-прежнему получают припасы почти каждый день. Более того во второй половине фильма Том увлекается тем что копает яму (как уже было сказано) в своем саду и в конце концов находит в ней мертвое тело. И позже он сам заражается неизвестной болезнью от этой почвы, потому что она явно внеземная и также умирает.
Возвращаясь к сцене когда Том и Джемма получают посылку в которой они получают нашего ребенка подкидыша была записка:
“Вырастить ребенка и вы будете освобожденными”
Здесь “быть освобожденными” не означало что они смогут выбраться из этого места, это означало что как только они закончат воспитывать и выращивать ребенка они смогут наконец покоиться с миром и навсегда уйти из Вивариума посмертно. Да вот такая вот жесть.
В другой не менее странной сцене мальчик откуда-то получает странную книгу которая содержит загадочный инопланетный язык — рисунки и диаграммы. Исходя из всего этого становится совершенно очевидно что пара была похищена инопланетным видом который использовал их в качестве носителя, а затем освободил их посмертно.
Также в той сцене когда Джемма бьет киркой своего повзрослевшего приемного сына подкидыша когда тот убегает под бордюры сдвигая реальность, Джемма следуя за ним оказывается в странной паутине где другие подобные дети кажется похищают также и мучают других человеческих пар. Эта сцена предполагает что вот эта организация Йондер девелопмент представляет собой целую сеть домашних носителей где многие люди содержатся в Вивариуме и вынуждены воспитывать детей инопланетян подкидышей.
Вернемся снова к заключительной сцене фильма, когда уже повзрослевший мальчик, которого воспитывали Джемма и Том пребывает в тот же офис Йондер который был изображен ранее в фильме. К этому времени агент по недвижимости с ранних моментов фильма кажется уже состарился. Уже можно было заметить что эти инопланетяне очень быстро растут.
Видимо их цикл жизни гораздо короче чем у людей. Наш повзрослевший сын кладет агента в сумку для трупов садится в кресло и заманивает еще одну пару в свою паутину. Окончание предполагает что продолжительность жизни этих инопланетян чрезвычайно коротка. По сравнению с мальчиком который за несколько месяцев превращается в мужчину, Джемма и Том остаются прежними, а тем временем первый агент по недвижимости (как мы выяснили) стареет и умирает.
Этот вид инопланетян, показанный в фильме, в основном является паразитарным, они используют людей в качестве хозяев, а затем убивают их. Здесь этакая аналогия с кукушками, которых нам и показывают в самом начале фильма, буквально на вступительных титрах.
Вот почему и Джемма и Том в конечном итоге умирают когда их подкидыш становится достаточно зрелым чтобы занять офис Йондера и еще больше распространить эту ловушку. Это также объясняет почему мальчик говорит Джемме что работа матери состоит в том чтобы подготовить сына к миру, пока он кладет ее в сумку для тела.
Все это время дом номер девять вероятно представлял собой 9 месяцев деторождения пока мальчик не сможет выйти в реальный мир.
Но о чем же на самом деле фильм?
Дело в том что режиссер-сценарист Лоркан Финнеган снял манифест.
В Вивариуме он прикрываясь метафорами и гиперболами высказывается на тему родительства. Понимать фильм можно по разному но очевидно что быть отцом или матерью это тяжкий ежедневный труд.
Финнеган доводит эту идею до абсурда: родительство это постоянный дискомфорт, необходимость идти на жертвы во имя детей, полное игнорирование собственных нужд и желаний, а в результате всех стараний все равно вырастет ужасное и наглое чудовище, воспринимающее все старания родителей как данность и само собой разумеющееся.
Обсудить
Еще про кино